Фототур в Стамбул. Три июньских дня в Стамбуле. 9-12 июня 2012

Стамбул — город двух континентов, город с населением более 13 млн человек, город с 2000 летней историей.

фототур фотошкола Ростов

Мы прилетели в Стамбул в 6.35 утра. Разница во времени с Московским в это время года -1 час. Как всегда после Ростовского международного аэропорта поразил уровень сервиса обслуживания, чистоты и скорости. В Турции безвизовый режим и отменены таможенные сборы. Нам поставили штамп в загранпаспорта, мы забрали чемоданы с ленты транспортера и через 15 минут были уже на станции метро.

Стамбульское метро чем-то напоминает трамвай. Некоторые станции скрыты под землей, но большая часть пути пролегает на поверхности. Нам надо было добраться до остановки Султанахмет — это исторический центр Стамбула, ехать с одной пересадкой. Вся дорога до отеля заняла около часа.

Отель. Мы остановились в отеле «Вилла Паша». Это четырехэтажный отель с фасадом 7 метров шириной, с рестораном на первом этаже и открытой террасой на крыше.

Открытая площадка ресторана у входа в Villa Pasha

Оставив вещи в отеле, мы отправились на завтрак в один из ресторанчиков рядом с остановкой трамвая. В Стамбуле меня поражает то, что в местах обслуживания персонал практически не знает английского. Хотя это им даже выгодно — можно не плохо "зарабатывать" на не понимании туристами того, за что они платят. Короче говоря, с горем пополам нам удалось купить какие-то блюда и позавтракать.

fototurSt-0806
Вид на Босфор с открытой террасы на крыше Villa Pasha

Следующим пунктом нашей программы было посещение Цистерны Базилика — самого большого и самого старого подземного резервуара для хранения воды. Целью нашей поездки было посещение исторических мест с целью ознакомления и фотографирования, для изучения новых приемов съемки и получения новых навыков в фотографии. Цистерна Базилика — это очень сложное место для съемки, тусклое освещение и, на первый взгляд, одинаковый вид во все стороны — свод подпирают 7-ми метровые колонны (всего около 300 штук). Здесь, большую часть времени, мы занимались съемкой портрета без вспышки (см. фотосекрет «Как фотографировать под землей»).

После Цистерны мы отправились в собор Святой Софии — грандиозное сооружение, которое изнутри выглядит гораздо больше, чем снаружи. Это ощущение складывается из-за того, что огромные каменные купола подпирают стены невероятной толщины и все здание собора как-бы распластано. Так же это связано еще и с тем, что собор несколько раз перестраивали и достраивали. В течении истории он сначала был христианским собором, затем мусульманской мечетью, сейчас это музей.

В соборе Святой Софии

Во всех местах, в которые мы приходили, участники фототура получали специальные фотографические задания, иногда на отработку технических навыков, иногда на заполнение кадра и отработку композиционных приемов.

Пришло время рассказать об участниках нашего фототура. В составе нашей группы было 8 участников. Все люди с большими фотографическими амбициями, воспринимающие мир во всем своем многообразии и фиксирующие изменения этого мира на флеш-карты своих фотоаппаратов. Я не устану повторять, что фотография — это увлечение только для самых лучших представителей человечества. И более того, лично мне приносит огромное удовольствие находится в кругу людей, занимающихся своим саморазвитием. Еще одина особенность работы в группе — это коллективный разум. Дело в том, что когда в одном месте встречаются несколько человек думающих об одном и том же, количество креативных идей у каждого увеличивается многократно. Если кто-то когда-нибудь бывал в многолюдных местах, тот знает, как просто потеряться и отстать от группы. Весь Стамбул — это, как 9 мая на Театральной площади, народу столько, что можно запросто потеряться. Прибавьте еще сюда незнакомый город и отсутствие дешевой мобильной связи. Так вот нам удавалось не терять друг друга даже в многолюдной толпе. Иногда мы были похожи на японских туристов — кучка народу с фотоаппаратами, перемещающихся только вместе.

В соборе Святой Софии

Между достопримечательностями Стамбула мы перемещались в основном пешком. По дороге мы делали много остановок, увидев интересный объект для съемки или причудливое отражение солнечного света. В какой-то момент мы увидели человека на мопеде с собакой. Собака опиралась на руль передними лапами, и когда мопед трогался она прикольно прижималась к рулю, как мотогонщик. Собака была в солнечных очках. Но, к сожалению, никто не успел сделать фотографию.

Когда мы ходили по Стамбулу мы делали много остановок для интересных фотографий.

фототур фотошкола Ростов

Следующим пунктом нашей программы была прогулка по Босфору, проливу между Европой и Азией. Прогулка занимает 2 часа на городском пароходике. Стоимость прогулки 12 турецких лир с человека, 240 руб. Но если «поймать ворону» и довериться продавцам-приствалам в порту можно ту же самую прогулку совершить за 40 евро. Вообще, в Стамбуле есть правило: «никогда не соглашайся на первое предложение».

По дороге в отель мы решили сделать общую фотографию на ступенях мечети рядом с рынком специй. Из этого мероприятия получился мини флеш-моб — турки, сидевшие и стоявшие рядом, стали подходить и садиться на ступени рядом, чтобы сфотографироваться с нами. Это было очень весело — мы не знали турецкого, а они русского языка. Турки очень открыты и доброжелательны к туристам.

Групповая фотография на ступенях мечети. Турки стали фотографироваться вместе с нами.

Вечер первого дня мы провели на открытой террасе нашего отеля.

Второй день начался с турецкого завтрака. Стамбульские городские отели — это не отели «все включено» на южном побережье Турции, к которым многие привыкли. Завтрак в таких отелях достаточно простой. Нам предлагали сыр, яйца, оливки, хлеб, чай, кофе и джем. Турки следят за нашими фигурами и заботятся, чтобы мы случайно не прибавили в весе.

После завтрака мы отправились в Голубую мечеть, которая находится в 5 минутах ходьбы от нашего отеля напротив собора Софии. Голубая мечеть — это мечта фотографа. Море линий, архитектурных форм, игра теней и света. Голубая мечеть — это действующая мечеть. Есть 2 входа: один для молящихся, второй для туристов. В этом месте мы провели около 2х часов. Запомнилось настроение: огромное количество добродушно настроенных туристов. Многие просят сфотографировать себя на их фотоаппарат. Стамбул — это город, в котором можно услышать все языки мира. Туристы со всего света приезжают сюда.

Во дворе Голубой мечети

Турки очень доброжелательно настроены к туристам и с удовольствием принимали участие во многих фотографиях.

Стамбул портовый город. В нем практически нет пляжей. Для того, чтобы отдохнуть от городской суеты жители ездят купаться на Принцевы острова. И мы, как настоящие стамбульцы тоже отправились на острова.

Паром на Принцевы острова

На Принцевы острова ходит городской паром. Паром доставил нас из Стамбула (станция Кабаташ) на третий от города остров Хейбелиада. Остров произвел на меня интересное впечатление. Я здесь был впервые и меня поразило то, что на острове нет машин — есть только конные повозки. Весь остров занимает площадь 2х3 км. Мы пешком добрались до единственного платного пляжа. У входа на пляж нас ждали 2 девочки на вид лет не больше 13, которые объявили нам цену за вход 25 лир с человека. Подошел администратор. Администратор говорил по-английски. И в результате недолгих, но эмоциональных переговоров, участнику нашей группы Максиму Кулагину удалось договориться о снижении цены на 5 лир с каждого билета. И мы оказались на пляже. Пляж хороший, оборудован лежаками, зонтиками, пирсом, есть 2 пантона, чистые раздевалки, кафе и душ.

Единственный вид транспорта на Принцевых островах - повозки на лошодях.

После купания мы решили пофотографировать портреты в закатном солнце на пирсе. Вооружившись фотоаппаратами и двумя отражателями наша группа из 10 человек отправилась на пирс. Тут произошло непредвиденное. Увидев такую команду фотографов, хозяин пляжа отправил к нам администратора сообщить о том, что нам запрещается здесь фотографировать, т. к. по его мнению мы занимаемся съемкой рекламы. Через 2 минуты к нам подошел и сам хозяин. Большой бос не говорил по-английски и мы с ним говорили через переводчика — администратора Али. Минут 10 продолжался ожесточенный спор по поводу того, почему на пляже нельзя фотографировать, почему это нигде не написано и т. п. Казалось, что переговоры зашли в тупик, но тут Катя предложила сфотографироваться самому хозяину. К всеобщему удивлению он разрешил нам снимать на пляже в обмен на его фотографию с участницами нашей группы. Вот так просто оказалось получить разрешение на съемку на частном пляже.

Фотография с хозяином пляжа

Дорога обратно в Стамбул на пароме запомнилась огромным количеством народа, еще больше, чем по дороге на острова. Люди сидели в проходах, на ступеньках, какие-то дети всю дорогу играли на барабане и бубне, распевая песни на турецком.

Дорога на пароме

фототур фотошкола Ростов

Вечер мы провели на терассе Вилла Паша за просмотром фотографий и обсуждением впечатлений от этого дня. Кто-то отметил, что мы здесь всего 2 дня, а по ощущениям не меньше недели.

В третий день мы поднялись на башню Галата и фотографировали Стамбул с высоты птичьего полета. Примечательно было и то, что у подножия Галаты мы встретили человека на мопеде с собакой. Мы начали его фотографировать. Он предложил мне сфотографироваться с его собакой, а так как я собачник, я с радостью согласился. Потом мы гуляли по городу, заходили на рынок специй, фотографировали автомобили «с проводкой», фотографировали город «в движении». В завершение дня мы отправились на площадь 2-х мечетей на вечернюю съемку. И через некоторое время сели в автобус-трансфер до аэропорта Ататюрк. Через несколько часов мы были уже в Ростовском аэропорту.

Фотографировали "с проводкой"

фототур фотошкола Ростов

Увидев интересный свет мы тут же делали остановку и фотографировали друг друга

stumbul-1349
Do you like me?

фототур фотошкола Ростов
Видеокамера в витрине снимала нас, а мы фотографировали нас в телевизоре.

Под одним из кафе турки нашли огромные залы и тонели.

Вход в мечеть рядом с рынком специй

В аэропрту Ататюрк.

Смешанные чувства я испытываю, когда прилетаю в родной город. С одной стороны приятно вернуться домой. С другой стороны стоит только зайти в зал таможенного контроля, как во мне просто просыпается ненависть ко всему, что меня окружает. Эти очереди из 50-70 человек, проверка вещей, как-будто ты перевозишь, что-то очень сильно запрещенное, взгляды блюстителей порядка на тебя, как на врага народа. Короче говоря, здравствуй, Родина!

После таможенного досмотра наша группа собралась последний раз вместе, чтобы сказать друг другу "До свидания!". Когда я вышел из здания аэропорта, у меня было такое настроение, какое бывает после дня рождения. Когда после веселого и душевного вечера уходят гости. Или когда заканчивалась смена в пионерском лагере в детстве. Вроде бы и понимаешь, что они уходят не навсегда, но все равно как-то грустно от того, что все закончилось. И даже кажется, может быть, и не было никакого фототура в Стамбул? И только смятый билет в заднем кармане джинсов на посещение Цистерны Базилика и фотографии в ноутбуке напоминают о трех июньских днях в Стамбуле.

Видеоотзывы участников фототура:

Александр Хопко
Автор текста, ведущий и гид фототура в Стамбул
Александр Хопко. Фотографии автора.

курс по основам фотографии в Ростове-на-ДонуКурс по основам фотографии

основы фотошоп
Научитесь обрабатывать
свои фотографии в Фотошоп

курс по студийной съемке
Как фотографировать в студии

курс по композиции
Делай ВАУ-фотографии!

Курс по обработке фотографий в Lightroom
Сделай свои фоторафии яркими!

курс по работе со вспышкой
Для тех, кто хочет фотографировать лучше всех